Футбольные академии за рубежом и в России

4 июня в учебном центре RMA состоялась конференция, посвящённая проблемам детско-юношеского футбола и опыту подготовки молодых игроков в академиях зарубежных и отечественных футбольных клубов.

Мероприятие было организовано как итоговое обобщение опыта стажировки студентов бизнес-школы RMA в Германии и Нидерландах, во время которой они изучали особенности функционирования футбольных клубов в целом и работы их детско-юношеских академий в частности. В конференции принимали участие зарубежные и отечественные специалисты, имеющие опыт работы в детско-юношеском секторе, роль которого в европейском футболе всё более возрастает в связи с ограничениями финансового фэйр-плей УЕФА.

Открылась конференция выступлением руководителя факультета «Менеджмент в игровых видах спорта» при бизнес-школе RMA Никиты Матвеева о детско-юношеских академиях Голландии на примерах клубов ПСВ и «Аякс».

Отличительной особенностью академии «Аякса» является наличие в традиционном наборе инфраструктуры из натуральных, искусственных полей, тренировочных, медицинских центров, вратарских уголков и офисов отдельной специализированной площадки, посвящённой другим видам спорта, помогающим в развитии футбольных навыков. Как пример, баскетбольная секция прививает навыки ведения верховых дуэлей и подборов, уголок бадминтона посвящён игре с поднятой головой. Такие площадки постепенно появляются по всей Европе.

Бюджеты академий клубов составляют 4 и 7 млн евро в год у ПСВ и «Аякса» соответственно, причём в случае с последними сумма не является фиксированной, поскольку клуб выделяет на академию 10% суммарных денег, заработанных им за сезон. Доходы в данном случае зависят от факта участия основной команды в Лиге чемпионов и успешности этого участия.

В обоих клубах обучается свыше 200 детей. ПСВ имеет сеть филиалов, расположенных в радиусе 50 км от главной академии, в «Аяксе» все тренируются в одной центральной академии. Отбор в амстердамскую кузницу талантов достаточно жёсткий: 60 внештатных скаутов поставляют клубу 50 детей, из которых окончательно проходят отсев один-два человека, а на день открытых дверей в академии из 1000 мальчишек в лучшем случае оставляют только одного.

Важное селекционное отличие академий двух клубов заключается в том, что в ПСВ стараются отбирать ребят с более жёсткой и победно-ориентированной ментальностью, в то время как «Аякс» делает ставку на креативность, нестандартность игрового мышления и положительное конструктивное мировосприятие.

Повышение тренерской квалификации в Голландии представляет собой длительный и сложный процесс. По истечении подготовительного учебного года можно приступать к тренировкам детей. Через два года тренер получает возможность тренировать юношей, через три - молодёжь и ассистировать главному тренеру. После чего следуют два года практики и лишь затем заключительный этап обучения с переходом на курс высшей тренерской категории. Исключение составляют бывшие игроки с опытом от 40 матчей за сборную страны или с другими примечательными достижениями, например, с победой в Лиге чемпионов. Для сравнения: в России можно получить корочку тренера низшей категории С за три недели обучения, выложив 15 тыс. рублей.

Тренировочные программы академий обязательно включают дзюдо. Боевая дисциплина не только учит детей устойчивости при контактных единоборствах, скорости реакции и укрепляет дух, но несёт в себе важный посыл о том, что развиваться ты можешь только вместе с партнёром. Командной игре и полевым связкам в академии «Аякса» придают настолько важное значение, что в ближайшем будущем планируют выпускать игроков не только в качестве отдельных исполнительских единиц, но и как готовые сыгранные группы, звенья или мини-команды с предельно отлаженным взаимопониманием.

В голландских школах также применяют ротацию тренерского состава для воспитанников, чтобы ослабить определённые собственнические чувства по отношению к тренировочной группе и снизить число любимчиков, добившись таким образом увеличения объективности оценок подопечных. При этом тренерская ответственность выходит в стране на новый уровень, поскольку соглашения со специалистами стали заключать на более короткие сроки. Каждый год руководство клуба принимает решение о пролонгации или прекращении сотрудничества на основании успешности работы конкретного сотрудника подготовительного центра.

Совершенно очевидно, что современный футбол (особенно голландский) невозможен без научно-аналитических систем, интегрированных в тренировочный и игровой процессы. В ПСВ используют собственную авторскую LPM-технологию со своим комплектом оборудования для записи и считывания действий и процессов, комплексом показателей ТТД и методологией оценки. В частности, данная система способна определять такой нюанс, как лёгкость выполнения определённого ТТД разными игроками. Система стала успешным бизнес-продуктом и источником пополнения казны ПСВ через продажу другим клубам.

Михаэль Оннинг, бывший тренер «Нюрнберга» и «Гамбурга», выступавший следом, подробно рассказал о структуре немецкого футбола, сделав особенный акцент на опыте многим полюбившегося и прочно прописавшегося в высшем дивизионе скромного «Хоффенхайма». Клуб старается во многом повторять путь «Аякса» в части подготовки игроков. При этом его владелец Дитмар Хопп, бывший руководитель и акционер SAP AG - одного из крупнейших производителей коммерческого программного обеспечения, заботится о постоянном внедрении в академии всевозможных IT и прочих инноваций. Подобная техническая и финансовая поддержка во многом обусловила подъём клуба из пятого дивизиона в 2000 году до Бундеслиги в сезоне-2008/09.

Обязательным условием лицензирования профессионального клуба в немецких лигах является наличие подготовительного центра с рядом требований по наполнению его инфраструктуры. Таким образом, все 56 профессиональных немецких клуба имеют собственные тренировочные комплексы высокого уровня.

Тему инноваций в немецком футболе Оннинг проиллюстрировал на примере видеоролика, посвящённого специальной тренажёрной машине Footbonaut, представляющей собой комнату-клетку площадью примерно 14 кв.м, решётки которой разбиты на квадраты и оснащены пушками для мячей, располагающиеся в направлении 12, 3, 6 и часов от стоящего в центре игрока. Футболист получает аудио-визуальные сигналы о скорой подаче мяча, после чего должен быть готовым принять его в воздухе или низом и тотчас переправить точно в подсвеченный квадрат. При этом процесс циркуляции мячей (по одному на попытку) непрерывен.

Нияз Акбаров, руководитель центра подготовки молодых футболистов ФК «Рубин», в своём выступлении рассказал об особенностях воспитания талантов в казанском клубе.

«Рубин» старается идти в ногу со временем, уделяя большое внимание такому важному аспекту тренировочного процесса, как психология. Клубные психологи допускаются к совещанию тренерских советов, интегрируют в процесс воспитания нужной ментальности игрока его семью и школу.

Тактической особенностью подготовки молодых футболистов «Рубина» на всех возрастных уровнях, работающих полным набором из 11 футболистов на поле, является повсеместное применение схемы 4−3−3 с одним опорником из тройки полузащиты.

Также тренеры академии год назад перешли на систему Go Pro. С её помощью контролируется работа специалистов через камеру от первого лица: за кем тренер следит, есть ли любимчики, что пропускает, каких игроков и эпизоды выделяет, насколько корректно ведёт себя в плане психологического взаимодействия с детьми.

Конференция продолжилась темой спортивной ментальности, которую попытался раскрыть президент агентства AZ Universal Sports Алексей Зинин. Данное агентство специализируется на мотивационных тренингах игроков всех возрастов. Зинин рассказывал о простых и удивительно эффективных приёмах стимулирования игроков на достижение больших целей, о распознавании сигналов, свидетельствующих об отсутствии правильной прогрессивной мотивации, а также подходах к установлению контакта с проблемными игроками.

Заключительное слово в конференции держал Михаил Галактионов, выпускник бизнес-школы RMA, тренер сборной России по футболу до 17 лет, отметивший положительные сдвиги в уровне мотивации молодых российских игроков как главную причину успеха команды на недавнем чемпионате Европы в Болгарии. Сборная на турнире дошла до полуфинала, победив главных фаворитов-англичан.

Помимо основных мероприятий по селекции и создания единого стиля для сборной команды с представителями разных школ, стилей и философий, Галактионов связывал подобные успехи с выработкой жёсткой системы распорядка дня, градации тренировочного процесса и штрафных санкций за нарушения режима. К примеру, у игроков на ночь временно конфисковывались средства мобильной связи и прочие гаджеты, способные нарушить график их восстановления. Отмечался рост уровня мотивации игроков по сравнению с предыдущими поколениями.

В качестве пожеланий о конкретных действиях по дальнейшему развитию детско-юношеского футбола Галактионов обращал внимание на необходимость его поддержки на уровне государственной программы, увеличения уровня доверия к воспитанникам со стороны тренеров основных команд клубов и создания единого центра подготовки для сборных всех возрастных категорий, включая старшую, чтобы юноши могли видеть тех, на кого они хотят равняться и взаимодействовать с ними во время тренировочного процесса.








>> Обзор первого этапа РСКГ сезона-2015 >> Барселона победила Ювентус в финале Лиги чемпионов сезона-2014/2015 >> Почему надо смотреть, как баскетбольный ЦСКА играет в Финале четырех